VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-методологические аспекты становления системы социально страхования в росии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000536
Тема: Теоретико-методологические аспекты становления системы социально страхования в росии
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
    
    
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
    ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты становления системы социально страхования в росии.……………………………...6
            1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ …………………………………………………………...6
            1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……..…………12
            1.3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ ………………………………………………………….30
    ГЛАВА II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ……...51
           2.1ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………………………………51
          2.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОСОБИЯХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАННОГО ВИДА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ………………………………………………………………………...53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………64
    
     
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    


    ВВЕДЕНИЕ
    
    Россия, провозгласив себя социальным государством, приняла на себя важное обязательство – проводить в жизнь политику, направленную на обеспечение прав граждан в социальной сфере. Конституция Российской Федерации в число основных прав включила право на социальное обеспечение. Так, материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 38, 39).
    Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
    Составной частью обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 
    Пособия – важный вид социального обеспечения. Пособие по обязательному социальному страхованию  - это обязательная, гарантированная государством денежная выплата, производимая за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и работодателей, а в отдельных случаях за счет средств федерального бюджета, в размере, зависящем от страхового стажа и среднего заработка, либо устанавливаемая в твердой денежной сумме, предоставляемая единовременно или периодически застрахованным лицам с целью возмещения утраченного заработка либо возмещения дополнительных расходов, вызванных такими страховыми случаями как временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи, несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание. 
    Пособия по обязательному социальному страхованию в последние годы подвергались частым изменениям. Практика применения современного законодательства о пособиях по обязательному социальному страхованию свидетельствует о несовершенстве его норм, а это негативно сказывается, прежде всего, на положении застрахованных граждан. 
    Данная тема дипломной работы актуальна, определяется это тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
    Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, в рамках которых осуществляется обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     Предметом исследования работы являются нормативные положения, касающиеся обеспечения работающих граждан пособиями и содержащиеся в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах об обеспечении застрахованных (работающих) граждан пособиями  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, материалы правоприменительной практики и научные публикации по теме исследования.  
    Целью работы является теоретико-методологические аспекты становления системы социального  страхования в России, рассмотрение  основных проблем обеспечения граждан пособиями по обязательному социальному страхованию.
    Задачами работы являются:
    - провести теоретико-методологический анализ развития законодательства о пособиях, главным образом, норм российского законодательства; 
    - выявить теоретические и практические проблемы назначения и выплат пособий по обязательному социальному страхованию, их особенности и пробелы законодательства; 
    - определить круг основных проблем, недостатков в области обеспечения граждан пособиями по обязательному социальному и тенденции развития российского законодательства о пособиях и предложить пути совершенствования механизма социального страхования в России. 
    Работа построена на основе законодательных и нормативных актов, монографий, учебников, статей из периодической печати.
    Методами настоящего исследования являются: сравнительно-исторический, структурно-аналитический, сравнение, обобщение.
    Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
    Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам социального страхования.
    
    
    
    
    
    
    

    
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
    
    1.1. Становление и развитие системы обязательного социального 
    страхования в России
    
    За сто лет своего становления и развития социальное страхование в России прошло долгий и трудный путь. Исторически возникновению обязательного социального страхования предшествовали различные формы добровольного (индивидуального или коллективного) страхования в страховых или других аналогичных обществах. Такое первоначальное страхование появлялось, прежде всего, для определенной социальной защиты работников, пострадавших на производстве. Коллективным страхованием этого вида за период с 1888 по 1898 годы уже было охвачено около семьсот тысяч человек. Стихийный рост этого страхования создавал предпосылки и необходимость законодательного закрепления ответственности работодателей при наступлении несчастных случаев на производстве. 2 июня 1903 года в России был принят закон «Об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими» (далее – Закон от 02 июня 1903 года)1. 
    Тем не менее, он не устанавливал ответственности за профессиональные заболевания и распространялся только на рабочих фабрично-заводских, горных и горно - заводских предприятий.
    Данный закон предусматривал, в основном, гражданско-правовую, индивидуальную ответственность и создавал возможность факультативного (необязательного) страхования, которое по-прежнему могло осуществляться добровольно в страховых обществах. Поэтому лишь с известной условностью названный закон можно считать отправной точкой возникновения социального страхования в стране. Но он сыграл важную роль в этом направлении. Его положения стали основой требований о введении обязательного социального страхования. Такие требования активно поддерживались и предпринимателями в целях снижения постоянно растущих расходов на возмещение вреда пострадавшим за счет солидарной ответственности всех плательщиков страховых взносов. Именно с учетом данного обстоятельства, а также введенного уже к тому времени зарубежного опыта государственного социального страхования, вскоре после вступления в силу Закона от 2 июня 1903 года была создана рабочая комиссия III Государственной Думы для разработки законопроектов о введении обязательного социального страхования в России. Следовательно, названный закон сыграл роль предвестника обязательного социального страхования2.
    Законы о государственном обязательном страховании после длительного рассмотрения были приняты Государственной Думой только 23 июня 1912 года. Это были Закон от 23 июня 1912 г. «Об обеспечении рабочих на случай болезни», Закон от 23 июня 1912 г. «О страховании рабочих от несчастных случаев»,  Закон от 23 июня 1912 г. «О Совете по делам страхования рабочих» и Закон от 23 июня 1912 г. «О присутствиях по делам страхования рабочих». Они, по существу, базировались на основных страховых принципах германских законов 1883— 1889 годов и предусматривали обеспечение по страхованию при заболевании, трудовом увечье, пособиями по беременности и родам и на погребение. На профессиональные заболевания они также не распространялись. Размер страховых взносов застрахованных был выше, чем у предпринимателей. Застрахованные вносили 3/5 общей суммы взносов, а предприниматели — 2/5. Были существенные ограничения в части круга лиц, подлежащих социальному страхованию. Не были охвачены работники ряда отраслей хозяйства и целых регионов страны. Низкими были размеры обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности составляло от половины до двух третей заработка и выплачивалось с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось за период две недели до родов и четыре недели после родов.
    Для проведения страхования по болезни организовывались больничные кассы заводского типа. Страхование от несчастных случаев осуществлялось через особые организации предпринимателей, которые брали на себя выплату сумм пострадавшим только с четырнадцатой недели, а до этого они обеспечивались больничными кассами.
    Новое руководство страны после Октябрьской революции 1917 года не восприняло все ранее принятые законы  Государственной Думы с их поправками Временного правительства, так как они, по оценке советского правительства, не отвечали насущным интересам рабочего класса3.
    Предлагалось создать и реализовать новую программу социального страхования на принципах Пражской партийной конференции4. Об этом говорилось в опубликованном 14 ноября 1917 года правительственном сообщении, в котором кратко  формулировались такие принципы: «распространение страхования на всех рабочих, городскую и сельскую бедноту; охват всех видов потери трудоспособности, включая безработицу; возложение всех расходов на предпринимателей; возмещение по меньшей мере полного заработка в случае болезни и безработицы; полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях».
    Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК от  31 октября 1918 года5, социальное страхование рабочих и служащих было заменено социальным обеспечением трудового населения страны, включая ремесленников и крестьян, не эксплуатирующих чужого труда. Эта система финансировалась из государственного казначейства. Предприятия и учреждения освобождались от каких-либо взносов, кроме частных нанимателей, взносы которых зачислялись в доходы казны. Положением предусматривалось оказание врачебной помощи, выдача пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности с первого дня болезни, по беременности и родам в течение 6—8 недель до родов и столько же после родов в зависимости от характера труда женщин, на рождение и кормление ребенка. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи обеспечение трудящихся осуществлялось в значительной мере в виде натурального довольствия (продовольственные пайки, одежда, топливо, помещение в дом инвалидов и др.).
    Система социального обеспечения просуществовала до принятия декрета СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение таких лиц основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников6. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК. В частности, пособия в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка. При недостатке средств пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25% средней зарплаты. К сожалению, позже данное положение было нарушено путем включения этих средств в государственный бюджет, а условия и размеры обеспечения изменялись, и нередко в сторону их сокращения. Так, 2 июля 1931 года постановлением  ЦИК  и  СНК СССР устанавливалась зависимость размеров пособия по временной нетрудоспособности от непрерывного стажа работы, отрасли народного хозяйства, профсоюзного членства и др7.  Тем, кто проработал непрерывно на данном предприятии свыше двух лет и при общем трудовом стаже более трех лет, пособие выплачивалось в размере полного заработка.  При меньшем стаже пособие за первые 20 дней болезни составляло три четверти заработка. Вместе с тем в этом постановлении впервые появляется понятие «профилактика заболеваемости и социально-бытовая помощь». За счет средств социального страхования приобретались путевки на санаторно-курортное лечение и отдых, производилось финансирование детских яслей и садов, молочных пунктов, пионерских и молодежных лагерей.
    Структура страховых органов в этот период была такова: выплатной пункт (страховые уполномоченные), местная страховая касса, губернская страхкасса, республиканская страхкасса, центральное управление соцстрахования и Союзный совет соцстрахования при НКТ СССР.
    Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 года также вводились некоторые ограничения в обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности. Высший предел пособия сокращался со 100 до 90% заработка и, к тому же, при увеличенном непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось и пособие при трудовом увечье, профзаболевании и инвалидам войны, но независимо от непрерывного стажа. В 1961 году введены ограничения в выдаче пособий по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы и операции аборта.
    В 1970 году на основании решения  третьего Всесоюзного съезда колхозников введена система социального страхования членов колхозов, что было оформлено постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27 марта 1970 года8. В этих целях создавался специальный фонд за счет отчислений колхозов в размере 2,4% к фонду оплаты труда. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий и др. За счет средств этого фонда была создана отдельная сеть санаториев, пансионатов, домов отдыха, санаториев-профилакториев и пионерских лагерей для оздоровления колхозников и членов их семей.
    Колхозная система просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной, и колхозники в связи с этим полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.
    В восьмидесятых годах принимается ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, установлено пособие малообеспеченным семьям. Для работающих и обучающихся матерей вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а позже — до полутора лет. Увеличивается продолжительность дородового отпуска до 70 дней, и срок выплаты пособия по уходу за больным ребенком — до 14 дней. Устанавливается выдача пособия по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. Вводится пособие по временной нетрудоспособности для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до трех лет в случае болезни матери.
    Важным правовым актом в рассматриваемый период является постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года «О пособиях по государственному социальному страхованию»9. Достоинство его состоит, прежде всего, в том, что оно кодифицировало все изданные до сих пор множественные правительственные решения по данному вопросу. Такая кодификация выразилась в форме утвержденных Основных условий обеспечения этими пособиями. ВЦСПС было поручено принять Положение о порядке обеспечения пособиями в соответствии с Основами, а также предоставлено право разрешать в исключительных случаях выдачу пособий работникам, которым оно не может быть назначено по общим правилам. Впоследствии это право ВЦСПС делегировал нижестоящим профсоюзным органам. Было бы весьма целесообразным предусмотреть такое право и для Фонда, в разрабатываемом в настоящее время нормативном правовом акте о пособиях по социальному страхованию.
    Главные  условия и утвержденное Президиумом ВЦСПС Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 года с последующими изменениями и дополнениями до сих пор служат основными документами при назначении, исчислении и выплате пособий.
    Провозглашенная в конце восьмидесятых годов перестройка в стране вызвала определенные изменения в организации и финансировании социального страхования.
    Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 года10 Фонд получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4% к начисленной оплате труда. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.
    Таким образом, с переходом страны к рыночным отношениям постепенно реформируется и система социального страхования. Самым существенным элементом первоначального реформирования является создание самостоятельного, автономного Фонда со своим бюджетом и новой моделью управления. Это позволило обеспечить строго целевое направление средств и несколько повысить уровень обеспечения застрахованных отдельными пособиями. Фонд взял на себя финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
    
    1.2. Характеристика состояния системы обязательного социального страхования на современном этапе
    
    Становление современного законодательства в сфере обеспечения пособиями работающих граждан за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации) пришлось на начало девяностых годов 20 века. 
    В этот период сохраняли свое действие  советские нормативные правовые акты. Правовым основанием их функционирования являлся Закон РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».11 
    В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»12 на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов нормы бывшего Союза ССР применялись в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании  Содружества Независимых Государств.
    В начале девяностых годов 20 века обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства и детства не имело законодательной основы и регулировалось подзаконными нормативными актами СССР. Применялись Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию13, Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию14 и другие.
    В 1990 году совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерацией независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» предписывалось с 1 января 1991 года образовать Фонд социального страхования РСФСР  (далее – ФСС РФ) и возложить управление Фондом на Совет Федерации независимых профсоюзов России (далее – ФНПР).
    Седьмого августа 1992 г. Президентом РФ был издан Указ № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»15, в соответствии с которым  Фонд осуществляет финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государственного социального страхования. Кроме того, в данном указе говорилось, что до принятия Закона Российской Федерации «О социальном страховании граждан в Российской Федерации» ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением  Российской Федерации. Денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом возлагалось на Правительство РФ при участии представителей общероссийских объединений профсоюзов. Правительству РФ поручалось утвердить Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.
    Таким образом, данным указом были заложены организационно-управленческие основы функционирования социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
    Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации16 и Временная инструкция «О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств Фонда социального страхования РСФСР»17, утвержденные постановлением Президиума Совета ФНПР от 29.05.1991 г. № 4-1, предусматривали порядок образования доходной и расходной частей бюджета ФСС РФ. Его доходы формировались за счет взносов предприятий, учреждений, колхозов, кооперативов и других организаций, расположенных на территории РСФСР, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском или трудовом хозяйстве, независимо от гражданства. В доход также включались суммы, полученные в установленном порядке от трудящихся, за выданные профсоюзными организациями путевки всех видов.
    Полученные денежные средства расходовались на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, а также на нестраховые виды обеспечения: на оплату путевок на лечение, отдых, туризм и диетическое питание; на содержание санаториев-профилакториев; на содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества; на содержание детско-юношеских спортивных школ, студенческих оздоровительно-спортивных лагерей и внешкольное обслуживание. 
    Ещё одним законом, имеющим отношение к обеспечению пособиями работающих граждан, стал Закон РФ от 04.04.1992 г. № 2660-1 «О дополнительных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства»18. Указанный закон расширил виды социального обеспечения семей, имеющих детей. Помимо закрепления нормы о продолжительности отпуска по беременности и родам этим законом было введено единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). Возникновение в стране безработицы потребовало от государства внести коррективы в условия приобретения права на пособие по временной нетрудоспособности безработным. 
    В целях материальной поддержки граждан, потерявших работу, принимается Указ Президента РФ от 02.07.1992 г. № 723 «О мерах по социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными»19. Указом было установлено, что в случае наступления временной нетрудоспособности в течение месячного срока после увольнения граждан с работы по уважительной причине и продолжении её свыше календарного месяца, оплата периода временной нетрудоспособности производится за счет средств ФСС РФ по их прежнему месту работы или правопреемником.  
    В дальнейшем Конституционный Суд Российской Федерации  Постановлением  от 16.12.2007 г. № 20-П  признал не соответствующим Конституции Российской Федерации правило, устанавливающее ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями, поскольку при отсутствии надлежащих законодательных гарантий предоставления им иного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока, по сути, является лишением их права на социальное обеспечение за период временной нетрудоспособности, превышающий 30 календарных дней20. 
    С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации21 право граждан на различные виды пособий по социальному страхованию стало закрепляться в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.  Так принимаются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-122, Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и её компонентов»23, Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»24, Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»25, Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»26, Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»27.Особое значение в правовом регулировании пособий работающим гражданам имел Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»28. В нём законодательно были закреплены пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ – по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 
    Важное  значение в правовом регулировании социального страхования данного периода стало его юридическое оформление как системы. Это произошло в связи с принятием Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»29. Этот федеральный закон существенно обогатил понятийный аппарат социального страхования и впервые закрепил его как систему взаимосвязанных обязательств между страховщиком и страхователем (по поводу уплаты страховых взносов) и между страховщиком и застрахованным лицом (по предоставлению страхового обеспечения). В то же время в нем имелись недостатки. Так, только в общих чертах определены контуры должного урегулирования данного страхования как особого общественно значимого института. 
    Фактически же законодательное обеспечение права на получение пособий за счет средств ФСС РФ в течение длительного времени в основном осуществлялось и поддерживалось в рамках норм законодательства о труде. Практически во всех трёх Кодексах законов о труде (1918 г., 1922 г., 1971 г.) содержался специальный раздел «Государственное социальное страхование».
    Новацией в статье 238 Кодекса законов о труде РФ (в ред. Федерального закона от 30.04.1999 г. № 84-ФЗ) стало включение в виды обеспечения по государственному социальному страхованию единовременного пособия за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и пособий при усыновлении ребенка. 
    Анализ норм КЗоТ РФ 1971 г. свидетельствует, что они весьма условно связывали условия приобретения прав на обеспечение в порядке государственного социального страхования с уплатой страховых взносов. Так, согласно ст. 237 КЗоТ РФ взносы на государственное социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Однако неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишала работников права на обеспечение пособиями в порядке такого страхования, т.е. в законодательстве отсутствовала норма, четко определяющая условия приобретения права на обеспечение пособиями (обязательность определенного периода уплаты страховых взносов, наличие определенного страхового стажа).
    В действующем законодательстве отсутствует норма о том, что работники подлежат обеспечению пособиями при неуплате работодателями страховых взносов.
    Международные  нормы предусматривают зависимость обеспечения пособиями от уплаты страховых взносов. Так, согласно Рекомендации Международной Организации Труда (МОТ) 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода»30 работодатель должен нести ответственность за сбор взносов со всех работающих у него лиц и должен иметь право удерживать из заработной платы этих лиц, в момент её выплаты причитающиеся с них суммы. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только сможет быть организован сбор взносов за них и смогут быть приняты необходимые меры для назначения пособий.
    Согласно Рекомендации МОТ № 68 «Об обеспечении дохода и обслуживании лиц демобилизованных из вооруженных сил и подобных служб и из военных отраслей хозяйства»31 право на пособия, кроме компенсации за производственные травмы, зависело от условий уплаты взносов, подтверждения приемлемой регулярности уплаты взносов. Однако никто не должен лишаться права на пособие по причине неправильного сбора предпринимателем взносов, подлежащих уплате. Кроме того, Рекомендацией МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» предусматривалось страхование не только наемных работников, но и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Согласно ей, лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только сможет быть организован сбор взносов за них и смогут быть приняты необходимые меры для назначения пособий. Такие лица, работающие на свой собственный счет, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму. Следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.
    К лицам, работающим за вознаграждение, относятся работающие по гражданско-правовым договорам, а к лицам, работающим на свой собственный счет, - индивидуальные предприниматели, лица свободных профессий.
    Второго  марта 1993 г. ФСС РФ было принято постановление № 24 «Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам», которое привело к стремительному росту среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности.
    Снятие ограничения размера данного пособия на основании нормативного акта ФСС РФ противоречило действующему законодательству, в первую очередь ст. 39 Конституции РФ, согласно которой  социальные пособия устанавливаются законом. Фонд не вправе был отменять правила, содержащиеся в п. 67 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Советов ВЦСПС) от 12.11.1984 г.  № 13-632, в соответствии с которым, при расчете пособия по временной нетрудоспособности фактический заработок застрахованного учитывался в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада или двойной тарифной ставки. 
      С  принятием Указа Президента РФ от 15.03.2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности»33 пособие по временной нетрудоспособности вновь стало ограничиваться, только теперь оно не могло превышать за полный календарный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), установленному федеральным законом. 
    В связи с принятием Федерального закона от 11.02.2002 №17 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» и вступлением его в силу с 1 января 2002 года, пункт 1 Указа Президента РФ от 15 марта 2000 года №508  «О размере пособия по временной нетрудоспособности»  с 1 января 2002 года утратил силу.
    С 1 января 2002 года стал ограниченным и максимальный размер пособия по беременности и родам. Теперь максимальные размеры пособий по повременной нетрудоспособности и беременности и родам за полный календарный месяц не могли превышать 11700 рублей. Действие этого ограничения было продлено и на 2003 год, и на 2004 Федеральными законами от 08.02.2003 г. № 25-ФЗ34, от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ35 о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год.
    Согласно части  2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год»36 с 1 января 2005 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могли превышать 12 480 рублей. С принятием данного закона пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованного лица, работающего по трудовому договору, стало выплачиваться за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств ФСС РФ. 
    В контексте нашего исследования главным остается то, что вопросы установления размера пособий и порядок их расчета регулировались финансовым законодательством, а именно федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий календарный год.
    Начиная с 2000 года, изменения законодательства, касающегося обязательного социального страхования были связаны с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ37 (далее – НК РФ) и установлением с 1 января 2001 года единого социального налога (далее – ЕСН). Произошло  включение в понятие «налог» понятия «страховой взнос». 
    Единый социальный налог был введен с целью снижения налогового бремени с налогоплательщиков и повышения собираемости средств на нужды государственного социального страхования. Однако на практике это привело к образованию дефицита средств внебюджетных фондов социального страхования. Сбалансированность бюджетов фондов достигается путем сокращения расходных обязательств, уменьшения и прекращения финансирования некоторых видов страхового обеспечения. Так, за счет.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%